Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Христианство

Опубликовано 25.06.2019

Христианство — крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Христианство - (от греческого Χριστός — «помазанник», «мессия») — монотеистическая авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.

Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, Бог, ставший человеком, и Спаситель человечества.

 

Возникновение христианства 

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

Древнееврейский пророк Исайя еще в VIII в. до н. э. объявил о грядущем приходе Мессии, или посланце Бога: «...и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия». Исайя, XI, 2

Корни христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета (в иудаизме — ТаНаХ). Согласно евангелиям и церковному преданию, Иисус (Иошуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало проповедоваться среди других народов.

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке.

 

Иисус Христос отошел от традиционных толкований еврейского Священного Писания. Подчеркивая в ветхозаветных текстах стремление к Богу, он провозгласил, что буква закона не должна отделять человека от нужд и страданий ближних и в конечном счете от Бога: «Суббота — для человека, а не человек для субботы». Высшим правилом жизни Иисус провозгласил любовь к Богу и людям. Он воевал со злом оружием любви и всепрощения. Об этом свидетельствует сама его жизнь.

 

Популярность Иисуса Христа, рост числа его приверженцев, его победы над ревнителями Закона Моисея вызвали у религиозных лидеров Иудеи ненависть и намерение расправиться с ним. Они видели в нем не посланца Бога, а опасного смутьяна. В дни Пасхи 30-го года синедрион приговорил Христа к смерти и отдал в руки римских властей, которые распяли его на кресте. Однако вера учеников Христа окрепла после его чудесного воскрешения. Они признали в нем Мессию и Сына Бога.

 

Христос опирался на Священное Писание иудеев — Ветхий Завет, которому христиане в новых условиях придавали новый смысл. Они считали, что договор, заключенный Богом с одним народом (евреями), был заменен новым заветом, заключенным со всеми народами благодаря явлению Иисуса Христа. Основная версия жизни и деятельности Христа изложена в своеобразных свидетельствах, получивших название «евангелий» («благая весть»). Четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) признаются официальной церковью подлинными (каноническими), другие (Евангелия от Никодима, Петра, Фомы и др.) относят к категории апокрифов («тайных текстов»).

 

Новый Завет составлялся с середины I в. н. э. до 100−150 гг.

В него вошли: Евангелия.

Евангелие от Марка — самое древнее и наиболее конкретное.

Евангелие от Матфея и Евангелие от Луки предназначены для верующих, перешедших в христианство из иудаизма и языческих религий.

Евангелие от Иоанна написано позже других и содержит размышления автора.

 

Деяния Апостолов.

Рассказывают о распространении учениками Христа Его учения.

Послания Апостолов к религиозным общинам и частным лицам призваны утвердить их в вере.

Откровение (Апокалипсис), приписываемое апостолу Иоанну, возвещает о грядущих событиях, которые свершатся на земле и на небе.

Некоторые исследователи утверждают, что христианство основано не на исторической фигуре, а скорее на мифическом создании.

С этой точки зрения предполагается, что идея Иисуса — это, скорее, еврейское олицетворение панэллинского культа, подобно Озирис-Дионису, в котором признавалась неисторическая фигура личности.

Писатель Брайен Бренстон утверждал, что христианство впитало в евангельскую историю об Иисусе множество мифологических рассказов и традиций. Согласно Бренстону, основная часть этих традиций взята из греко-римских религий.

Но, позиция, что Иисус не был исторической фигурой, редка среди исследователей Библии.

 

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека.

Вместе с тем многие направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе, но различных по лицам.

 

Основные черты христианской религии 

- Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Лиц в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон

- Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь)

- Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.

- Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»)

- Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа.

- Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю («Проклята земля в делах твоих», — говорит Бог Адаму. При творении же всё было «добро зело»).

 

Благовещение 

- Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире

- Учение о Богочеловеке — воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий Великий).

 

Отсюда можно видеть, что христианство, исповедуя идеализм, уделяет большое внимание и материальному, стремясь к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело.

Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).

 

Учение о таинствах 

Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»).

 

Православие и католицизм признают ещё 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом:

миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение;

покаяние (исповедь перед священником и отпущение грехов);

рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства);

брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви (Еф.5:22,5:32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти).

Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств.

 

Распространение христианства 

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»).

До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

 

Количество приверженцев христианства по странам в процентах.

 В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд, из них в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн, в Латинской Америке — около 380 млн, в Северной Америке — 180—250 млн (США — 160—225 млн, Канада — 25 млн, в Азии — около 300 млн, в Африке — 300—400 млн, в Австралии — 14 млн.

 

Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий: католиков — более 1 млрд, протестантов — около 400 млн (в том числе 100 млн пятидесятников, 70 млн методистов, 70 млн баптистов, 64 млн лютеран, около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений), православных и приверженцев Древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и несториане) — около 240 млн, англикан — около 70 млн, а последователей Армянской Апостольской церкви — 10 млн.

 

Христианские конфессии и учения

Ветви христианства

 Католицизм

     * Католическая церковь

- Римско-католическая церковь

- Восточнокатолические церкви

    * Старокатолики

 

Православие

 

Вселенская православная церковь

 

* Албанская православная церковь

* Александрийская православная церковь

* Американская православная церковь

* Антиохийская православная церковь

* Болгарская православная церковь

* Грузинская православная церковь

- Абхазская епархия

* Иерусалимская православная церковь

* Кипрская православная церковь

* Константинопольская православная церковь

- Западноевропейский экзархат русской традиции

- Эстонская апостольская православная церковь

* Польская православная церковь

* Румынская православная церковь

- Бессарабская митрополия

* Русская православная церковь

- Белорусская православная церковь

- Китайская православная церковь

- Латвийская православная церковь

- Молдавская православная церковь

- Русская православная церковь за границей

- Украинская православная церковь

- Эстонская православная церковь (МП)

* Сербская православная церковь

- Охридская архиепископия

* Чехословацкая православная церковь

* Элладская православная церковь

* Автономные православные церкви

- Критская православная церковь

- Синайская православная церковь

- Финляндская православная церковь

- Японская православная церковь

 

Старообрядчество

 

* Древлеправославная поморская церковь

* Русская древлеправославная церковь

* Русская православная старообрядческая церковь

 

Неканонические православные объединения

 

* Белорусская автокефальная православная церковь

* Катакомбная церковь

* Македонская православная церковь

* Немецкая православная церковь

* Российская православная автономная церковь

* Русская православная церковь в изгнании

* Старостильники

- Болгарская старостильная церковь

- Греческая старостильная церковь

- Румынская старостильная церковь

* Украинская автокефальная православная церковь 

(подробнее - см. музей "Андріївська церква")

* Украинская православная церковь (КП)

 

Дохалкидонские церкви

 * Монофизиты

- Сиро-яковитская Церковь

- Армянская Апостольская Церковь

- Коптская Церковь

- Эфиопская Церковь

* Несториане

- Ассирийская Церковь

 

Протестантизм

 * Адвентисты Седьмого Дня

* Англиканская церковь

* Баптизм

* Вальденсы

* Евангельские христиане

* Кальвинизм

* Квакеры

* Лютеранство

* Меннонизм

* Методизм

* Пресвитерианство

* Пятидесятники

* Харизматы

* Посольство Божье

* Ученики Христа

 

Прочие

 

* Богородичный центр

* Дети Бога (организация)

* Мормоны

* Унитарии

* Свидетели Иеговы

* Иеговисты

* Церковь Объединения

* Христадельфиане

* Духоборы

* Молокане

* Международный путь

* Евангелистская ассамблея Бога

* Новая церковь

* Толстовцы

* Субботники

* Ересь жидовствующих

 

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

 * Католицизм

* Православие

* Протестантизм

 

Католицизм

 

* Католическая церковь

- Римско-католическая церковь

- Восточнокатолические церкви

* Старокатолицизм

 

Православное христианство

 

* Православная церковь

- Автокефальные православные церкви

* Старообрядчество

- Поповство

- Беспоповство

- Беглопоповство

* Духовное христианство

 

Древневосточные церкви

 

Церкви, не принявшие исповедание веры, утвержденное на Халкидонском соборе 451 г. (IV Вселенском), называются сегодня Древневосточными или древне-православными (см. неполный список ниже); некоторые из них исторически вышли из общин монофизитов и несториан. Официально они не имеют евхаристического общения с современным православием.

* Армянская апостольская церковь

* Коптская православная церковь

* Эфиопская православная церковь

* Сиро-яковитская православная церковь

* Маланкарская православная церковь

* Ассирийская церковь Востока (несториане)

 

Протестантизм

 

* Адвентисты Седьмого Дня

* Англиканская церковь

* Баптизм

* Евангельские христиане

* Кальвинизм

* Квакеры

* Лютеранство

* Меннонитство

* Методизм

* Пресвитерианство

* Пятидесятники

* Харизматы (неопятидесятники)

 

Прочие

 

* Молокане

* Свидетели Иеговы

* Христадельфиане

  

Католицизм. 

«В Церкви ни епископы, ни первый среди них папа, не являются главами. Глава — это Иисус Христос». Кардинал Марти, 1971.

 

В Католической Церкви соблюдается строгая иерархия.

Папа, пожизненно возведенный в сан коллегией кардиналов, обладает высшей властью. Он руководит деятельностью Церкви, является главой независимого государства Ватикан.

Кардиналы образуют коллегию при папе и являются его главными советниками и помощниками в управлении Церковью.

Епископы возглавляют церковные административно-территориальные единицы. На Соборах под руководством папы они вырабатывают направления деятельности Церкви. В 21 раз 2-й Ватиканский собор был созван в 1962 г. папой Иоанном XXIII. Работа его закончилась в 1965 г. при Павле VI.

Священнослужители выполняют обряды, общаются со светской властью и с прихожанами. С X в. они соблюдают целибат (обет безбрачия). Сейчас некоторые французские епископы настаивают на том, чтобы католические священники могли иметь семью. По их мнению, это сблизит священнослужителей с верующими.

Монахи, соблюдающие обет послушания, бедности и целомудрия, всецело посвящают себя молитве и помощи обездоленным. Сегодня монашеские общины во всем мире объединяют более 200 тыс мужчин и 700 тыс женщин.

 

Появление католицизма

 Христианская церковь в Риме существует около двадцати веков. Вначале она подвергалась гонениям, затем сама преследовала неверных. Сегодня католицизм широко распространен по всему миру

Католики верят, что церковь и папство были учреждены самим Иисусом Христом, что папа — законный преемник св. Петра и наместник Бога на Земле. Католическая Церковь, как и Православная, признает наряду со Священным Писанием (Библией) Священное Предание (постановления Вселенских и поместных соборов, учения отцов церкви).

При этом Католическая Церковь признает Вселенскими 21 собор, православная -только семь первых, состоявшихся до 1054 г. 21-й Вселенский собор (2-й Ватиканский), который был созван в 1962 г., разрешил использовать в богослужениях наряду с латинским и национальные языки.

 

Православие. 

Православные, как и католики, считают, что для спасения человеку необходима помощь духовенства. Большое значение в православии и католицизме имеют культ святых, поклонение святым мощам, молитва перед иконами.

Службы проводят священники, которым помогают дьяконы. Приходами руководят настоятели.

В православии нет единого церковного центра.

Поместные (региональные) церкви самостоятельны (автокефальны). В рамках одной поместной церкви может существовать несколько автономных. Руководит поместной церковью предстоятель с титулом патриарх, митрополит или архиепископ.

Почетное верховное положение среди глав православных церквей занимает патриарх Константинопольский, не являясь единоличным главою всей Православной Церкви.

Все решения автокефальных церквей принимаются на соборах — поместных и архиерейских. В Русской православной церкви высший орган управления между соборами — Священный Синод.

 

Появление православия

 Официальное разделение христианства на католицизм и православие произошло в 1054 г. Однако причины раскола зародились в христианских общинах еще раньше, когда Римская империя распалась на Восточную и Западную (395 г.).

Уже в V в. между двумя религиозными центрами — в Риме и Константинополе — практически исчезла административная связь, углубились различия в догматике, обрядах, организации.

В XI в. епископ Рима, папа Римский, заявил, что ему принадлежит юридическая власть над всеми христианскими общинами в мире. Большинство церквей в восточных странах отвергли притязания папы.

Они признавали всеобщую власть только за Вселенским собором, вели богослужения на национальных языках, а не на латыни, сохраняли традиции раннего христианства.

Христиане, поддержавшие решение папы Римского, стали называться католиками. Они ввели новые догматы веры (в том числе об исхождении Духа Святого не только от Бога Отца, но и от Бога Сына, о непогрешимости папы Римского, о чистилище) и свои обряды.

 

Протестантизм. 

Протестантское движение в среде католиков, закончившееся Реформацией, возникло в XVI в. Призывы к переменам были связаны с обличением пороков католической церкви. Во время крестовых походов лились потоки крови неверных. Инквизиция замучила и сожгла тысячи еретиков.

Продажа индульгенций (свидетельств о прощении грехов) наполнила сундуки церкви золотом. Все это вызывало недовольство верующих. Основателями Реформации стали Лютер и Кальвин. В ряде стран (Швеция, Норвегия) Реформация была узаконена монархами.

В других государи хранили верность католицизму. Религиозные войны во Франции длились с 1562 г. до Нантского эдикта (1598), когда протестанты получили право исповедовать свою религию. Эдикт отменили в 1685 г. Только в 1787 г. протестанты были допущены в лоно церкви.

Протестанты ставили во главу угла личную веру, прямое общение человека с Богом, не верили в заступничество святых перед Богом, отказались от икон и почитания святых, считали Священное Писание единственной основой проповеди, вероучения и спасения и не признавали Священное Предание (с. 160) как источник Божественного откровения.

 

«Я не верю ни папе, ни церковным соборам. Я верю только в Евангелие; совесть моя слушается одного Бога... На том стою», — заявил Лютер перед рейхстагом города Вормса в 1521 г., когда тот вынес решение объявить войну протестантской ереси.

Молодой августинский монах, профессор теологии бросил вызов католической церкви.

Он требовал отменить торговлю индульгенциями, возвратиться к обрядам апостольских времен и публично сжег папскую буллу, отлучающую его от церкви.

Злоупотребления церкви были очевидны, и народ пошел за Лютером. Папа Лев X приказал своему нунцию (послу) в Германии выступить перед сеймом города Нюрнберга: «Скажите: мы добровольно признаем, что Бог разрешил порицать Церковь за прегрешения священников и прелатов. Пообещайте им, что мы сделаем все для улучшения положения при римском дворе, откуда, возможно, и идет зло».

Но Лютера больше беспокоили извращения учения, чем придворные нравы. Он боролся за демократизацию церкви. По его мнению, все крещеные равны перед Богом. Вера даруется непосредственно Богом и через таинство крещения каждый обретает священство, поэтому церковь не нужна как посредник между человеком и Богом. Спасает только личная вера, праведная жизнь — лишь проявление веры, а не самодостаточный путь к спасению души. Из таинств Лютер признавал два — крещение и причастие.

Лютер перевел Библию на немецкий язык, желая сделать ее доступной для всех, а не только для тех, кто знал греческий, латинский или древнееврейский языки.

  

(Источник: СontactZone.ru)

 

Еще по теме:

Брачный контракт

Почему за иностранца?

Рекомендации по поведению за рубежом

Какая судьба ждет иракских христиан

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?